Как отличить антикварную мебель от подделки

У людей, которые хотят приобрести предметы антикварной мебели для украшения своего жилья или с целью инвестиций часто появляются важный вопрос. Как можно отличить предмет антикварной мебели от подделки? В первую очередь хочется сказать, что антикварной мебелью считается та, которой более 100 лет. В связи с большим количеством войн и революций, терзавших нашу страну, не такое уж большое количество старинной и антикварной мебели дожила до сегодняшних дней. Поэтому сохранившаяся сейчас антикварная мебель может стоит очень больших денег.  Антикварная мебель в конце 18 – начале 19 веков является наиболее популярной у коллекционеров и людей желающих обставить свой интерьер красивой и изящной мебелью.  Мебель в то время чаще всего изготавливали из массива ореха, тика, красного дерева, дуба.  Также была распространена фанеровка деревянной мебели шпоном ценных пород таких как палисандр, карельская береза, корень тополя и клёна.  В связи с возросшим интересом к антикварной мебели увеличилось и количество её подделок. Чтобы не ошибиться в выборе антикварной, старинной мебели и не переплатить за ничего не стоящую копию надо обладать целым рядом специфических знаний в области технологии изготовления мебели, её отделки и конечно знаниями в области истории мебельного искусства.

В первую очередь следует обращать внимание на ряд важных моментов.

  1. В старинной мебели как правило тонировали и полировали только внешнюю часть, а внутренние поверхности оставляли в виде чистого дерева.
  2. В мебели 18 и 19 веков очень часто использовали соединение «ласточкин хвост». Соединение «ласточкин хвост», например на ящиках комода и письменного стола, должны быть идеально подогнаны и чуть отличаться между собой в виду усушки волокон древесины. Если эти соединения все одинаковые, ровные и выглядят как близнецы, значит их выполнили на современном оборудовании. На гвоздях, шурупах и современных клеях типа ПВА мебель не собиралась, все соединения были выполнены из дерева. Роль гвоздей выполняла тоже дерево. Перегородки шкафов, ножки столов собирались на деревянных винтах, что позволяло при необходимости легко разбирать и перевозить предметы мебели. Металлические элементы декора из бронзы покрываются от времени патиной и следами коррозии, чёрный металл ржавеет. Данные элементы должны соответствовать стилю мебели и гармонировать с ним.
  3. Старинная мебель должна осматриваться только при хорошем естественном свете, иначе можно не заметить следы более позднего ремонта и реставрации предметов мебели.
  4. Антикварная мебель всегда имеет множество трещин рассыхания, мелких царапин, неравномерности в цвете, притёртости на местах подлокотников. Лаковое покрытие не может быть идеально ровным и гладким, должны быть видны на лаке шероховатость, следы грязи и пыли в труднодоступных местах для уборки. Однородность цвета тонировок текстуры и гладкости лакового покрытия указывают на то, что предмет был про тонирован и отлакирован заново.
  5. При осмотре мебели снизу и с внутренней стороны будут всегда видны следы лёгких деформаций древесины в процессе её усушки.
  6. Если мебель действительно старая, то её размеры изменяются в виду неравномерной усушки волокон древесины.
  7. Мебель 18 и 19 века покрывалась чаще всего отделочным материалом – шеллаком. Его можно легко определить.

Лучше всего за экспертизой антикварной мебели перед её приобретением обращаться не к оценщику антиквариата, а к профессиональным художникам-реставраторам. Т.е. к людям, имеющим богатый опыт взаимодействия с предметами антикварной мебели, знаниями стилей мебели, техниками её изготовления и отделки.